В целом, изменения, внесенные новой редакцией Закона «Об исполнительном производстве», по мнению многих экспертов, должны повысить эффективность принудительного исполнения судебных решений.
Основным нововведением нового Закона, бесспорно, можно считать введение института частных исполнителей, а также возможность исполнения решений органами и сборов, финансовыми учреждениями и другими хозяйственными учреждениями.
Также стоит остановиться на некоторых нововведениях, внесенных в правила исполнительного производства новой редакцией Закона.
Изменения в полномочиях государственных исполнителей
Положительным моментом с точки зрения удобства пользования новым Законом является то, что обязанности и права госисполнителей устанавливаются отдельной статьей (ст. 18 Закона). В предыдущем законе об исполнительном производстве этого не было. В то же время, нельзя сказать, что указанные права государственные исполнители получили, просто они систематизированы и выведены в отдельную норму Закона.
Несомненный интерес вызывает прямое закрепление в Законе права госисполнителя в случае уклонения должника от исполнения решения суда обращаться в суд за установлением временного ограничения на право выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины до исполнения решения.
Среди наиболее важных новелл новой редакции законодательства об исполнительном производстве следует выделить право госисполнителей на непосредственный доступ к базам данных и реестрам. Это право было и раньше, однако в связи с отсутствием прямой нормы Закона, возможность его реализации была спорной (см. письмо Минюста от 6.06.2008 г. № 25-32/507).
Кроме этого будут способствовать исполнению судебных решений и другие расширенные полномочия судебных исполнителей, в частности, им предоставлено право:
— проводить проверку выполнения юридическими лицами независимо от формы собственности, физическими лицами, физическими лицами — предпринимателями решений в отношении работающих у них должников;
— получать от органов, учреждений, организаций и должностных лиц конфиденциальную информацию, необходимую для проведения исполнительных действий;
— обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда руководителя должника — юридического лица за пределы Украины;
— принимать решение об отсрочке и рассрочке исполнения решения (кроме судебных решений), при наличии письменного заявления взыскателя;
— привлекать к проведению или организации исполнительных действий, в том числе и на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя, субъектов хозяйствования. В прежней редакции речь шла только о привлечении исключительно на платной основе субъектов хозяйствования, имеющих соответствующие лицензии.
Среди наиболее важных новелл новой редакции Закона в части полномочий госисполнителей следует отметить и право непосредственного доступа к базам данных и реестрам, в том числе электронным, содержащим информацию о должниках, их имуществе и средствах (ч. 5 ст. 18 нового Закона).
Новые требования к исполнительному документу
Новой редакцией Закона предусмотрены и новые требования к исполнительному документу, необходимые для открытия исполнительного производства. К ним, в частности, относятся следующие:
— в случае если решение вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если присужденное имущество находится в нескольких местах, в исполнительном документе указывается только один должник и только один взыскатель, при этом также указывается, что решение исполняется в какой-то части или же взыскание производится солидарно. Это нововведение можно назвать вполне логичным, ведь при отсутствии таких требований суды могут выдавать один исполнительный лист о взыскании присужденного с нескольких ответчиков или же нескольким взыскателям один исполнительный лист на всех;
— исполнительный документ действителен при условии, что он скрепляется гербовой печатью учреждения, которым он выдан, в случае если законодательством предусмотрено наличие такой гербовой печати у такого учреждения.
Если в отношении документов, выданных судом, по этому поводу нет никаких вопросов, то что касается исполнительных документов, выданных другими органами, наличие гербовой печати как условие действительности исполнительного документа — безусловный плюс в борьбе со злоупотреблениями и безосновательными претензиями.