Часто жильцы многоквартирных домов не знают свои законные права и обязанности по вопросам, касающимся ЖКХ. Они не знают, нужно ли им делать взносы на капремонт здания при проживании в нем по социальному найму, должны ли они оплачивать содержание общего имущества дома, обсуждать смену УК (управляющей компании). В 1.09.2014 г. были внесены изменения в Жилищном Кодексе РФ, принятом в 2005 г. – ФЗ № 255, по которому для управления МКД необходима лицензия, а получить ее требовалось не позднее 1.09.2015 г.
Несколько нюансов ЖКХ
За проблемы жильцов дома не всегда несет ответственность управляющая им организация. Например, если собственник квартиры не проживает в ней, он:
- обязан оплачивать за отопление, воду, содержание общего для дома имущества;
- может снизить расходы по оплате электроэнергии и воды;
- установил счетчики, то вносит плату по их показаниям.
Но владелец квартиры должен уведомить УК, что он не проживает здесь. Но ему придется указывать в квитанции нулевые показания. При отсутствии в квартире счетчиков произвести за оплату ЖКХ перерасчет можно лишь при невозможности установки таких приборов по техническим причинам или, если никто не живет в ней больше 5 дней.
Для перерасчета подается в УК заявление с приложением к нему документов, подтверждающих, что жильцы в квартире не проживали.
Претензии (жалобы)
Решить споры по ЖКХ помогает защита прав потребителей, утвержденных в 2015 г. ВС РФ. УК предпочитает все споры решить на переговорах. Если конфликт будет решаться в суде, то не исключен факт лишения организацией лицензии при выявлении в ее деятельности грубых нарушений закона. Это могут быть:
- несоблюдение УК своих обязанностей;
- невыполнение даже минимума требуемых услуг;
- пренебрежение предписаний Госстроя.
Потребитель, который добросовестно оплачивает коммунальные услуги, может обратиться в суд на УК, не внося государственную пошлину. При удовлетворении его исковых требований судом будут взыскан с организации штраф в размере 50% от стоимости удовлетворенных претензий. УК на заседании суда необходимо доказать, что конфликт произошел по вине квартиросъемщиков или из-за непреодолимых причин. Во всех остальных случаях коммунальщики станут доказывать, что качественно выполнили свою работу.
Оформление искового заявления
При оформлении искового заявления потребитель имеет право требовать от УК:
- устранить недостатки произведенных работ и предоставленных услуг в разумные сроки;
- оплатить расходы по устранению недостатков и за понесенный жильцами ущерб;
- отказа в услугах;
- неустойку за несвоевременно выполненные работы и некачественное оказание услуг;
- компенсацию за моральный вред и понесенные убытки.
В исковом заявлении должны быть грамотно составлены претензии, с подробным указанием конкретных работ, которые не выполнены УК. Претензии оформляются письменно, в двух экземплярах. Чтобы иск о ненадлежащем оказании организацией услуг имел большую вероятность его удовлетворения, стоит составлять коллективное обращение на претензии. Желательно к жалобе приложить фото. От УК за три рабочих дня после поступления жалобы должна быть реакция на претензию.
При подаче жалобы в орган по защите прав потребителей срок реакции не должен превышать 7 дней.
Специалист УК выезжает на место, реагирует на жалобу, оформляет акт. Если нет на претензии реакции или жильцов не устраивает ответ, они могут отправлять ее в суд исполнителю услуг. Это будет эффективно, когда законные требования были признаны инстанцией от одного жильца дома. Если положительный ответ был получен на аналогичные претензии от других жильцов, вероятность выполнения своих работ УК качественно и в срок увеличивается. Никто не захочет судиться с потребителями, когда их много.
УК не имеет право самостоятельно производить повышение тарифов ЖКХ. Иначе жильцы могут обратиться в суд и запрашивать снижение оплаты услуг.
Если выяснится, что для повышения тарифов на ЖКХ компания подделала протоколы жильцов, где они вроде согласились оплачивать больше, обязательно нужно обращаться в суд и подать иск о недействительности протокола жильцов. Но часто документ сложно оспорить из-за того, что суд требует присутствия большого количества жильцов МКД, но они могут отказаться. Не каждый согласен дать доверенность специалисту, который готов их интересы отстаивать в суде.
Время, когда не были оказаны УК качественные услуги, сроки, при которых завышены тарифы ЖКХ, необходимо подтверждать доказательствами. Подобные ситуации имеют исковой срок давности, равный трем годам.
Как оформить и подать иск
Чтобы выиграть иск в УК, в суд стоит подавать коллективное заявление от представителя инициативной группы, права которой были нарушены. В иске указываются:
- название суда;
- информация об истцах: ФИО, адрес регистрации и фактического местонахождения, контакты;
- данные ответчика: адрес юридический УК, ее контакты;
- информация о других лицах, которые не заявляли сами требования, допустим, жилищная инспекция.
В исковом заявлении должна быть полная информация о ситуации, чтобы суд смог точно определить нарушения ответчиком прав жильцов. Можно указывать ссылку на нормативные акты, стандарты и технические нормы на предоставление услуг ЖКХ. В иске нужно предъявить все требования к компании о предоставлении качественных услуг, возмещении морального и материального вреда. Если иск не относится к коммерческим спорам, он должен направляться судье общей юрисдикции. Иск ценой до 50 тыс. руб. нужно подавать мировому судье.
К заявлению прикладываются:
- паспорта истцов;
- стоимость иска;
- ходатайства по обеспечению претензий;
- другие доказательства, включая фото.
Госпошлина не оплачивается при иске, связанном с защитой прав потребителей. Чтобы получить положительный ответ, истцы должны сотрудничать сообща, факты нарушений УК прав жильцов придавать всеобщей огласке. При возникновении сложностей стоит обратиться для поддержки к компетентному специалисту.