Налоговая проверка – комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений исполнения действующего законодательства по налогам и сборам. Существует два вида контроля: плановый и внеплановый, как с выездом на место, так и без.
Проверка по утвержденному графику
Плановая – проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, за определенный период, на основании установленного плана проверок. Общая продолжительность не превышает 20 дней, для малого бизнеса – 5-10 дней. Также законодательством предусмотрено продление плановой проверки, но не более чем на десять дней. О проведении такого рода контроля предприниматель уведомляется за десять дней до прихода представителей налоговой службы.
Главные виды проверки:
- документальная;
- камеральная;
- фактическая.
В зависимости от вида деятельности предприятия, плановая проверка проводится один раз в год, два или три, не чаще.
Внеплановая проверка
Налоговым кодексом Украины, статья 78, предусмотрены обстоятельства, при которых возможно проведение внеплановой проверки контролирующим органом:
- если во время проведения встречной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере налогового учета предприятия, при этом в течение десяти дней не предоставлены запрашиваемые документы;
- при нарушениях сроков сдачи предусмотренной отчетности по налогам и финансовой деятельности;
- при подаче в налоговую службу уточняющего расчета за ранее проверенный период;
- при выявлении ошибок в сданных финансовых документах по доходам, налогам и сборам и несвоевременном предоставлении пояснений по выявленному факту;
- предоставление акта (возражения или жалобы) на результат или выводы проведенной налоговой проверки, в данном случае перепроверяются только документы, которые обжалованы;
- при реорганизации, банкротстве, закрытии или прекращении деятельности предприятия, когда необходимо снятие с учета налогоплательщика;
- другие обстоятельства, указанные в статье 78.
Вследствие выявления одного из вышеуказанных обстоятельств, руководителем государственной налоговой службы принимается решение о дате проведения внеплановой проверки, которое оформляется в виде приказа.
Обжалование решения по внеплановой проверке
О проведении внеплановой проверки предприниматель заранее не уведомляется. Представитель налоговой службы обязан предоставить заверенную копию приказа о дате проверки в первый день проверки. В случае не предоставления данного документа, налоговик не имеет права на доступ к документации предприятия.
По итогам проверки налоговой службой предоставляется акт, где указываются выявленные нарушения, период устранения, сумма штрафа. Предприниматель не обязан соглашаться с выводами контролирующего органа, и может смело обжаловать принятое решение в целом или по определенным моментам.
Виды оспаривания:
- возражение к акту;
- обжалование акта.
Возражения к акту оформляются и подаются в течение пяти рабочих дней в налоговый орган, который проводил проверку, или по месту налогового учета предприятия (статья 87.7 НКУ). Рассматриваются и обсуждаются доводы также в течение пяти дней. Налогоплательщик имеет право присутствовать при обсуждении предоставленного возражения к акту. После чего выдается заявителю на руки ответ в течение трех рабочих дней.
Обжаловать акта проверки налоговых органов возможно в судебном порядке. (статья 56 НКУ).
Судебное производство
Если в административном порядке не принято решение частично или полностью в пользу предприятия, необходимо обратиться в суд для защиты собственных прав. В данном случае процесс обжалования проходит в соответствии с кодексом административного судопроизводства Украины.
Подать иск в суд о несогласии с выводами налогового органа можно в течение полугода, с момента получения ответа контролирующей службы. Решение суда также можно обжаловать, подав апелляцию или кассацию.
Обжалование актов внеплановых налоговых проверок в суде
Рассмотрение жалоб или возражений в суде проходит в течение 2-6 месяцев. Конечно, споры с контролирующим органом не всегда решаются быстро и проходят гладко. Поэтому разумно предпринимателю сотрудничать с юристом, который имеет опыт работы с налоговыми структурами и понимает весь процесс, так как законодательство по налогам и сборам регулярно обновляется и дополняется.
Также необходимо учитывать дополнительные распоряжения, постановления, приказы и другие инструкции налогового поля.
Как видно из вышеизложенного, для продуктивной работы, просто необходимо наличие профессионального юриста.